ЯКУТЫ (САХА)
This content will be replaced when pagination inits.
Якутская музыка (Я.М.) - разностилевой и многоаспектный феномен, сочетающий устную традицию, академический профессионализм с различными формами фольклоризма на самодеятельной и профессиональной основе. Собиранием материалов по Я.М. и их исследованием занимались Э.Алексеев, Г.Алексеева, В.Беляев, З.Винокурова, Н.Головнева, Г.Григорян, М.Жирков, А.Затаевич, Л.Ильина, З.Кириллина, С.Кондратьев, Ф.Корнилов, Г. Кривошапко, А.Ларионова, А.Миддендорф. В.Никифорова. Н.Николаева, В.Никулин, Н.Пейко, Г.Комраков, Л.Потапова, А.Решетникова, Д.Рогаль-Левицкий, В.Санников, Ю.Шейкин, И.Штейнман и др.
Я.М устной традиции определяется тремя локальными стилями: лено-алдано-вилюйским (ЛАВ), яно-индигиро-колымским (ЯИК) и оленеко-анабаро-хатангским (ОАХ). Наиболее исследованным локальным стилем Я.М является ЛАВ, имеющий исторические связи с музыкой эвенков (внтимо-оленекских, алдано-зейскнх и охотских), прибайкальских бурят и амурских монголов (дауров), маньчжуров и амурских тунгусов (нанайцев, удэгейцев, ульчей). Значительно слабее изучена Я.М ЯИК, вобравшая в себя интонационную специфику фольклорной музыки верхоянских, индигиро-колымских и горно-материковых эвенов и юкагиров. Менее всего изучена Я.М. ОАХ (т.е. оленных якутов и долган), фольклорная традиция которых несет следы взаимодействия с северо-енисейскими эвенками и таймырскими самодийцами (нганасанами, энцами и ненцами). Основные материалы по ОАХ музыке представлены в статье "Долганы".
ЯСогласно мифологической эстетике якутов, музыка рассматривается как некое синкретическое свойство поведения одаренных людей. В пантеоне якутских божеств нет таких, которые бы не почитали искусство: Бай-Байанай ("Хозяин леса и животных") при встрече с людьми всегда выделял мастеров пения и игры на музыкальных инструментах своей благосклонностью; Луо-киси - покровитель рыбных водоемов - отзывался на музыку и способствовал удаче после исполнения особых песен; Уран тойон - "покровитель искусств" - обладал тремя ипостасями: айыы - "бог Верхнего мира"; абаасы - "дух Нижнего мира", киси - "человек Среднего мира" и обитал на границах этих миров. Ырыа тёрдё - "родоначальник песен" - наделял всех поющих способностями отличительного мелодического интонирования ("своим голосом") в эпических, лирических, гимнических, шаманских и инструментальных жанрах.
Центральное место в жанровой системе Я.М занимает эпическая традиция – олонхо, объединяющая в своей музыкальной структуре различные стили пения, чередуемые с ритмизированной речью (скороговоркой) - чабыргах. Песенные разделы имели значение ритуальных, этикетных, заклинательных, гимннческнх и др. функций и звучали как прямая речь героев. Музыкальная стилистика напевов позволяет типизировать образцы якутских олонхо с учетом региональной специфики. В ЛАВ регионе маркерами типовых образов явились запевное слово и специфическая форма пения: 1 - богатыри Верхнего и Среднего миров - дже-буо (вар. суой-буон, буой-буо) - гимническое пение в высокой тесситуре с применением флажолетнего призвука кылысах (букв."удар по струне" - образуется в результате смычек верхней части голосовых связок); 2 - богатыри Нижнего мира – эчикийэбин! Ачын-ачын! - (вар. хара-хайын, айыка, абытай! cуoй ааджан, арджа-алы, артатай) - ритуально-магическое пение, основанное на утрированной вибрационной звукоподаче, состоящей из резких скачков в мелодии; 3 - девы Верхнего и Среднего миров - ыыйбын (вар. мээ-биэ) - напевы-плачи, основанные на олиготонных опеваниях опорного тона; 4 - девы Нижнего мира - иэсэлшим-тасылыгым (вар. эчикийич, эчикииэ дии) - напевы-заклинания, основанные на скачкообразной мелодии с тритоновыми интервалами и акцентированным слогометром; 5 - конь-помощник - ан-ньаабын (вар.: аан-нъахтарбын, айаа-сагы) - песни-предсказания с активными ритмо-формулами в речевом регистре и др. Среди олонхосут-ов, репрезентирующих музыку ЛАВ традиции следует отметить С.Г. Алексеева (1900-1995 г), Н П Бурнашева (1896-1950 г), А С Васильева, В Д Егорова-Аиах, В О Каратаева (1924-1991 г.), М. Мартынова, Л.П. Новгородова, Н. Оснпова, Г.Е. Слободчикова, И.Г. Тимофеева-Теплоухова (1869-1962 г), А.Т. Титарова (1916-1989 г ), Е.П. Яковлева и др.
В ЯИК регионе значительно меньше музыкальных групп и степень контактности между ними заметно снижена: 1 - богатыри Верхнего и Среднего миров - буo (вар буу, бууйк) - гимническое пение с форшлагообразным украшением, вибрато и секундовым опеванием основного типа. 2 - богатыри и женщины Нижнего мира - аяаатын (вар элээтин) - ритуальный напев, основанный на тремолнрованпи в глубине горла ("густым и весьма неприятным басом" И.А. ХУДЯКОВ) с обилием разнообразных форшлагов, возникающих почти к каждому звуку. 3 - женщины Верхнего и Среднего мира - су-буу - песни с олиготонным нисходящим движением мелодии и активной слогоритмической структурой (к стилистике этих напевов примыкают мелодии стерха с запевом кынкыырык и птички-вестника - бээ-бээ). Небесная шаманка - аабыан поет песни-заговоры с характерным бормочащим речитативом и др. Среди олонхосутов, репрезентирующих ЯМ ЯИК традиции, следует отметить Н.К. Винокурова, И.В. Петрова, И.Х. Рожина (1897 г.р.), Д.А. Томскую (1913 г.р.) и др.
О музыке ОАХ якутов (см.: Долганы). Здесь необходимо отметить, что кроме олонхо в эпическом стиле исполнялись кэпсээн (или сэсэн) - сказания о хосунных героях, которые произносились по преимуществу в речевом режиме, но иногда речитировались от начала до конца на типовые мелодии с характерным обыгрыванием звуков секундового оборота и остановкой на долгом верхнем звуке с вибрато.
Лирические жанры ЯМ объединяются понятием ырыа - песня и дифференцируются по музыкально-исполнительским, локальным и функциональным признакам. В музыкально-исполнительском отношении напевы разделяются по способам звукоподачп джигиситии ыллы (ЛЛВ) - термолированное пение, сыхалыйан ыллы (ЛАВ), аргый ыллы (ЯИК) - кантиленное пение с распевами слогов, дэрэрэн ыллы (ЛАВ) - метризованное пение без распевов, джиэрэтии ыллы (ЛАВ) - протяжное пение в высокой тесситуре с приемом кылысах; танралай ыллы - пение с применением небных щелчков языка на двойном вдохе; хонгсуо ыллы (ЛАВ, ЯИК) - пение с носовой ("гнусавой") звукоподачей; хабарга ыллы (ЛАВ)- пение с хрипами в горле (часто с закрытым ртом); бюрджюнтяс ыллы (ЛАВ) - возгласное пение с сжатым горлом (вокальная фарингализация); ордоотоон ыллы (ЛАВ), доргоон ыллы (ИК) - громкое возгласное пение и др. Дифференциация пения по локальным стилям в каждом из регионов различная: у ЯИК якутов - на муоралы ("приморские") и дойдулу ("срединные") ыллы стили пения. Принципиальным отличием между названными стилями пения фольклорные музыканты ЯИК традиции видят в существовании яркого приема кылысах (дьиэрэтии) в музыке ЛАВ. У ЛАВ якутов локальные стили пения в основном дифференцируются внутри региона на: тардан ("тянущиеся"), орнаментированное-ленско-алданское (иэтэн) отчетливо скандированное вилюйское (ыллы).
Функционально-жанровая дифференциация лирических песен в ЯМ выделяет: суол ырыата - дорожная песня (исполняемая верхом на быке); айан ырыата-пугевая песня (исполняемая верхом на коне); к?р кюлю ырыата - увеселительная песня-частушка; тююл ырыата-" ночная" песня; суланыы ырыата - жалобня песня; энгэлгэн ырыата - предсмертное пение и др.
Гимнические жанры ЯМ связаны с традицией семейных и общеплеменных празднеств и обрядов, главнейшим из которых является ысыах – "кумысный" праздник начала нового скотоводческого года, проводимый во второй половине июня. Среди важных календарных обрядов следует отметить тангха - зимние гадания у проруби или коновязи; кый - осеннее жертвоприношение в виде выпускания части скота на волю ("возвращение природе") и др. На всех семейных и племенных праздниках центральное место занимают гимнические песни тоюк - довольно масштабные песенные поэмы (хосоон) с балладными сюжетами мифологического (сэсэн), легендарного (номох или юсюйээн) и исторического содержания (кэпсээн). Функционально группа ритуальных тойук-ов конкретизируется в качестве благословления или восхваления - алгыс - вербально-интонационной формы обращения к богам и покровителям природы, животных и людей. Музыкальная структура тойук-а масштабна и основана на интонационном принципе динамического развертывания мелодико-формульного эмбриона. Тойук имеет несколько разновидностей: кэс тыл тойук - песнь-завещание, хосуйуу тойук - песнь-проклятие и др.
Танцевально-мистериальной формой гимнического пения является хороводная сюита ocуoxaй. Музыка круговых танцев основана на респонсорном противопоставлении возгласного запева солиста и гетерофонной вторы хора. Разновидности осуохай сложились почти в каждом районе (улусе) Якутии. Известны несколько мелодических типов осуохай хангаласский, усть-алданский, амгинскнй. олекминский, вилюйский и др. Хороводные песни ОАХ якутов содержат наиболее существенные отличия и называются в соответствии с возгласами у оленекских - хэрийэ, суурай, сандыр; у анабарских - хэйро, суурай, сиэйра, у хатангских – хэрийэ ~ хиэрра ~ хэиро. Кроме того, у анабарских якутов отмечены круговые танцы, построенные на имитации весеннего хоркания оленей и щебета птиц - чонгуска и ч?мч??к?йдююр.
На праздниках якутов практиковались музыкально-сигнальные инструменты джелеркей кюпсюр, улахан чардаат кюпсюр, табык, джага, ойдуо и др. (см. далее о фоноинструментах). Среди традиционных исполнителей лирических, сольно-гимнических и хороводных жанров. ЯМ следует отметить Ксаверия Амбросьева(1932 г.р., Сунтарский у.), Марию и Евдокию Аммосовых (1898 г.р. и 1919 г.р., Верхоянский у.), Николая Алексеева (1924 г.р., Усть-Алданский у.), Гавриила Атласова (Усть-Майский у.), Семена Борисова (Верхпе-Вилюйскнй у.), Варвару Винокурову (Среднеколымский у., Василия и Анну Егоровых (1929 г.р., 1921 г.р. Верхневилюйский у.), Семена и Николая Егоровых (1931 г.р. и 1921 г.р., Нюрбннский у.), Михаила Иванова (1935 г.р., Таттинский у.), Николая Игнатьева (1927 г.р., Мегино-Кангаласский у.), Илью Кутанова (1923 г.р., Нюрбинский у.), Дмитрия Никифорова (Усть-Алданскии у.), Алексея Попова (Мегино-Кангаласский у.), Павла Прохорова (Усть-Майский у.), Данилу Романова (1911 г.р., Нюрбинскнй у.), Михаила Сорова (Таттинский у.), Екатерину Саввину (Сунтарскнй у.), Петра Харитонова (Чурапчинскнй у.), Анну Христофорову (Оленекский у.), Афанасия Юмшанова (Верхоянский у.) и др.
Шаманская традиция ЯМ характеризуется особыми формами сольного пения кутурар интонируемого от лица духов-покровителей, вселившихся в шамана. Палитра вокальной выразительности шаманского пения чрезвычайно разнообразна начиная с припадков истерического пения - мэнэрик ырыата до звукоподражаний голосам зверей и птиц. В шаманской практике имели место эгэлгэн ырыата - песни-стоны; кегютюю ырыата - монотонное пение, притупляющее боль; тююл ырыата - пение во сне или в полузабытьи, киириитэ - возгласы-воззвания к духам-помощникам, кэп туонар - воспевание шаманского первообраза, чураадыйыы -ритуальная песня в высоком регистре, исполняемая при утренних и вечерних заморозках. Пению шамана (ойун - мужчина-шаман, удаган - женщина-шаманка) вторит его помощник-кутуруксут - образующий по отношению к напеву шамана полифоническую имитацию. В некоторых мистериях шамана все присутствующие на камлании соплеменники хоровым пением - кетегюнюю (ОАХ) вторили ему и способствовали выздоровлению после шаманской болезни. Шаманские песни и пляски сопровождаются игрой на ритуальных фононнструментах дюнгюр, кыасаан и др. (см. раздел по фоноинструментам). Музыка шаманских обрядов сохранилась благодаря практике и имитациям знатоков шаманской традиции: Федора Винокурова, Алексея Архипова (1930 г.р., Таттинский у.), Семена Егорова (1923 г.р., Нюрбинский у.), Анны Егоровой (1921 г.р., Верхневилюйский у.), Г.Емельянова (1900-1933 г.р., Сунтарский у.). Виссариона Гаврильева (1923 г.р., Нюрбинский у.), Сергея Зверева-Кыыл Уола (1892-1973 г.р., Сунтарский у.), Доры Кобяковой (Кобяйский у.), Марии Поповой (Нюрбинский у.), Прокопия Слепцова (Абыйский у.), Петра Титова (1942 г.р., Нюрбинский у.). Луки Турнина (Таттинский у.), Афанасия Федорова (1941 г.р., Усть-Алданский у.) и др.
Звуковой идеал интонационной культуры якутов сформирован таким образом, что основным музыкальным инструментом считается хомус (ЛАВ), хамыс (ЯИК) - дуговой металлический варган с большой круглой петелькой (основной тип). Известно несколько морфологических разновидностей якутского варгана: плоская, тонкая и сужающаяся к концу лучина из лиственницы - мас хомус; плоская рамка с вырезанным язычком из кости муос хомус; металлический варган с кольцевой держалкой на корпусе – бисилэхтээх хомус; варган с двумя язычками – икки тыллаах хомус и др. Все разновидности хомуса ~ хамыса собраны представлены в Музее хомуса (варгана) народов мира (г. Якутск). Среди мастеров-изготовителей хомуса следует выделить Семена Гоголева-Амынньыкы Уус (Мегино-Кангаласский у.), Николая Бурцева и Романа Готовцева (Усть-Алданский у.), Ивана Захарова-Кылыадьы Уус и Ревория Чемчоева (Вилюйский у.), Александра Чахова и Бориса Неустроева (Таттинский у.), Пантелеймона Борисова (Верхневилюйский у.) и др.
Согласно традиции, на хомусе играли преимущественно женщины, "выговаривая" (артикулируя) речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на варгане: сыыйа тардыы- "протяжная игра", джюрюсю-тэн - "вибрационная игра", джиэрэситии - "звонкая игра". Большой популярностью пользовались звукоподражательные мелодии на хомусе: кэгэлэтии - "кукушка", хаастатыы - "гуси", кюерэгэйдэтии - "жаворонок".
Среди традиционных исполнителей ЯМ на хомусе следует выделить Аграфену Птицыну (Мегино-Кангаласский у.), Марию Степанову (Вилюйский у.), Агафью Монастыреву (Таттннский у.), Акулину Николаеву (Сунтарский у.) и др. Позднее в ЯМ стал формироваться концертно-виртуозный стиль игры на хомусе и существенный вклад в его развитие внесли Илья Софонов, Лука Турннн, Иван Алексеев, Спиридон Шишигин, Петр Оготоев, Петр Егоров, Римма Жиркова и др.
Важное значение в формировании звукоидеала ЯМ имеет музицирование на струнных инструментах, звучание которых максимально приближалось к традиционному вокалу. Наиболее популярным и известным среди них является крыпа ~ ыстрыыпа ~ кырыыпа ~ кырыымпа - трехструнная коробчатая смычковая лютня. Ее простейшие фольклорные версии - трубчатая пико-лютня с 1-2 струнами; цельная долбленая ложкообразная лютня с 2-3 струнами. Более ранними фолькорными хордофонами являются джирилики муос саа - ("громко звенящий костяной лук") - хордофон, изготовленный из кости, один конец которого при игре держат в зубах; джарыкта - пятиструнная цитра-бубен; кылысах - двухструнная смычковая цитра с резонаторной коробкой. Позднее возникли оркестровые реконструкции якутских инструментов: тангсыр - трехструнная щипковая коробчатая лютня; кылысах - четырехструнная коробчатая щипковая лютня или двухструнная коробчатая смычковая лютня; кырыымпа - четырехструнная коробчатая лютня с боковыми прорезями и загнутой головкой. Мастера-изготовители якутских струнных инструментов: Тимофей Дойдуков (Верхневилюйский у.), Петр Деляев (Таттинскнй у.), Михаил Догордууров (Чурапчинский у.), Петр Марков, Иннокентий Михайлов (Таттинский у.), Василий Мохна-чевский (Горный у.), Виктор Бродннков, Иоаким Избеков, Егор Колесов (Мегино-Кангаласскнй у.), Илья Неустроев (Амгинский у.) и др.
Самая крупная группа якутских фоноинструментов-идиофоны: логуор - сторожевая поколотка в виде подвесной доски, по которой ударяли двумя деревянными молоточками; тарылыыр - колесная трещотка из дерева; джелеркей кюпсююр - щелевой барабан, изготавливаемый из ствола дерева, пораженного молнией, обтягиваемый кожей и подвешиваемый вертикально или горизонтально на подставке; иирэр джага - полое бревно с ручкой, на котором закреплены подвески-погремушки; аттара - рама с подвесками-погремушками; хаангаяда (ОАХ) - ботало-погремушка в виде деревянной или костяной пластины на рогах оленя, которая практиковалась для отпугивания волков; хобо - шарообразный бубенчик-позвонок (иногда шейное ботало у коров); чуораан - язычковый колокольчик, имеющий несколько видов и размеров; арык - кольцевидные нанизанные подвески-погремушки, крепящиеся обычно на конской упряжи, шаманском бубне, двери и т.д.; хангыргас - мелкие подвески-погремушки на пастушеском биче, тросточке, кумысном мехе и др.; тюнгкюнэ - парные деревянные подвески –погремушки; кыысаан ~ кыасаан - трубчатые подвескп-погремушкн на шаманском костюме (обуви, чулках; плаще, нагруднике, шапке, рукавицах), символизирующие кости животного (быка, коня, оленя), или перья птицы (орла, ворона), в которых перевоплощается шаман во время обряда; кюсэнгэ - круглая металлическая пластина-подвеска, символизирующая солнце и др.
По сравнению с другими культурами Северной Азии, наиболее разнообразно ЯМ представлена мембранофонами: улахан чардаат кюпсююр - коробчатая восьми-девятигранная литавра, стоящая на платформе-резонаторе типа могильного сруба; табык – (1) "жертва", высушенная шкура лошади, повешенная на углообразную подставку, по которой ударяли колотушкой при поминальных обрядах и жертвоприношениях; (2) барабан с квадратной обечайкой, внутри которой на ремнях, как на сушилке, растянута выделанная кожа коня или быка. Табык считается священным сигнальным инструментом и дифференцируется на несколько иерархических видов: кыырай табык-"громко говорящий бубен" или "погремушка высокого неба", изготавливаемый из "12 кож рогатого скота"; кей табык - "обильный бубен"- из "9 кож рогатого скота"; лекей табык-" массивный бубен "- из "7 кож рогатого скота"; кэрэ табык -"белый бубен" - из "3 кож рогатого скота"; хобо табык- "звенящий бубен" из "одной кожи". При современных оркестровых реконструкциях в качестве табыка изготавливался своеобразный набор мембран (с различной высотой и размерами), объединенных единой рамой-подставкой, а в качестве кюпсюра - цилиндрический барабан. Дюнгюр - шаманский бубен, олицетворяющий оленя-быка или коня, имел девять резонирующих бугорков (бюттэх) на обечайке (холлогос или куойта), четыре прорези (джелегес), крестовидную держалку из дерева (быарык), волосяную веревку (кирис), натягиваемую вдоль обечайки поверх резонирующих бугорков; былаайах – колотушка, которой ударяли по бубну, имела форму лопатки (иногда с каблуком) и олицетворяла кнут; джарыгыл былаайах - погремушка-боек, имеющая внутреннюю полость с камешками или позвонки на скобе с тыльной стороны. Разновидности дюнгюра: джюербэ дюнгюр - продолговатый (овальный) бубен, тегюрюк чюерэкин - круглъш бубен, чюэрэкин - четырехугольный бубен, а также дюнгюр-ы с резонирующими струнами: "мааковский", "захаровский", "васильевский" и др.
Духовые инструменты представлены тремя видовыми группами: свободными, в канале и ветряными аэрофонами. Свободные аэрофоны: кымньыы - хлопающий пастушеский бич, талах кускуур — свистящий тальниковый прут, иэрэгэй (вар. эртйэр, суугунуур или исиирэр) - вихревой - жужжащий и вращаемый - гудящий аэрофоны; к?нгдей ох - свистящая стрела; от хомус - ленточная пищалка из листика травы или бересты; чыычыгыныыр - ленточная пищалка из бересты в деревянной рамке. Аэрофоны в канале: ойдуо - берестяной сигнальный рупор-кричалка или длинная коническая труба из древесины; мас айаан или туос айяан-древесная или берестяная охотничья труба-манок на оленя; от хомус (вар. кыыраи) - язычковая дудочка с пятью пальцевыми отверстиями из тростника; талах чусуурба - (вар.: талах исиирэр) - свисток из тальника; унгуох чусуурба - продольная щелевая флейта из кости; мас чусуурба - продольная сердечниковая флейта с 6 пальцевыми отверстиями из дерева. В результате современных оркестровых реконструкций возникли: яйаан - деревянная мундштучная труба с 7 пальцевыми отверстиями и чусуурба - блок-флейта с 7-8 и более пальцевыми отверстиями. Уникальными фоноинструментами являются: тыал дуораанньык ("ветряная гремелка") или доргоон дюнгюр ("громко резонирующий бубен") - овальный бубен, на обечайке которого крепится несколько рупоров, улавливающих дуновения ветра и передающих их в виде шумовых колебаний на мембрану; тыал табык - "ветряная погремушка", имеющая две конструкции: (1) на стержне находятся два обруча с подвесками-погремушками, которые благодаря четырем ветряным лопастям вращаются, приводя в звучание погремушки; (2) нанизанные погремушки на дуговом стержне в виде "шеи гуся" начинают качаться и звенеть от малейшего дуновения ветра; сыбыргас (вар. куусургас) -"эолов орган", состоящий из трех полых цилиндров на подставке, в каждом из цилиндров по два боковых дульцевых отверстия; тэлширэт - вертушка-флюгер, устроенная по принципу колесной трещотки.
Начиная с 30-х годов, в Якутии возникло движение по реконструкции фольклорных и созданию новых оркестровых инструментов на основании устных сведений. Важную роль в этом процессе сыграли М.Н. Жирков, М.М. Носов, а также П.М. Борисов, В.Н. Бродников, Г.С. Захаров, И.Н. Михайлов, В.А. Мохначевский. И.Д. Избеков, П.П. Семенов, А.И. Чахов и др. Среди профессиональных музыкантов, включившихся в практику музицирования на якутских оркестровых инструментах следует отметить Николая Стручкова, Кирилла Герасимова, Николая Петрова, Анну Семенову и др.
Становление академического профессионализма в ЯМ породило несколько исторических форм фольклорнзма, которые на ранних этапах складывались двояко: во-первых, путем привлечения к концертно-театральной деятельности сказителей, шаманов, фольклорных певцов и инструменталистов, а, во-вторых, путем обращения к фольклору профессиональных музыкантов. В первом случае, на основе традиционных жанров фольклора стали возникать новые исполнительские решения - например, ролевое исполнение олонхо, инсценировки с шаманским обрядом, тойуком и т.п. Во втором, появились композиторский и исполнительский фольклоризм, музыковедческие записи и исследования. Встречное движение этих двух тендеций определило специфику развития ЯМ в XX веке и сформировало множество различных форм творчества: мелодистов-песенников и композиторов, ансамбли художественной самодеятельности и профессиональные коллективы по пропаганде музыкального фольклора, музыкальное исполнительство на эстраде и в оперно-симфоническом искусстве и др. Во всех аспектах ЯМ достигнуты определенные результаты, выделяющие Якутию среди северных территорий не только России, но и других приарктических стран (Финдляндия, Швеция, Норвегия, Канада, США). Прежде всего, в ряду различных форм фольклоризма следует отметить театрально-эстрадный, в русле которого работали выдающиеся носители фольклорной традиции, ставшие профессиональными артистами и писателями:
Д.М.Говоров (1847-1942 гг.), С.А.Зверев (1891-1973 гг.), Е.Е.Иванова (1891-1964 гг.), У.Г.Нохсоров (1907-1946 гг.), Н.И.Степанова (1897-1975 гг.), Л.Н.Турннн (1917 г.), П.П.Ядрихинский (1899-1979 гг.) и др. "Фольклором нового времени" можно назвать музыку мелодистов-песенников, которая начала формироваться в 20-30 годы как интонационно-социальньш отклик на музыкальные явления в советской массовой песне, и в дальнейшем своем развитии стало одним из самых массовых музыкально-творческих явлений Якутии. Музыка мелодистов-песенников - Аркадия Алексеева, Виталия Андросова, Захара Винокурова, Марфы Даниловой, Екатерины Захаровой, Ольги Ивановой, Алексея Калининского, Федора Корнилова, Федора Лобанова, Христофора Максимова, Валерия Ноева, Серафима Павлова, Василия Парникова, Адама Скрябина и др. - стала наиболее популярной и массовой сферой Я.М.
Источниками композиторской культуры Якутии явились ориентальные традиции российской и советской музыки, а также активная творческая практика мелодистов-песенников. Неслучайно основоположниками композиторской музыки Якутии были - мелодист М.Н.Жирков и известный советский композитор Г.И.Литинский, которые создали первые образцы композиторской музыки в содружестве (опера-олонхо "Нюргун Боотур", балет "Сир Симэгэ" - "Полевой цветок"). Ряд советско-российских композиторов посвятили свои хоровые, симфонические и камерные произведения якутской интонационно-мелодической тематике: Ж.А. Батуев, Л.В. Вишкарев, Г.А. Григорян, В.Г. Кац, Г.Н. Комраков, А.Н. Мазаев, Н.И. Пейко, Д.Ф. Салиман-Владимиров и др. Наконец, благодаря консерваторским школам композиции Екатеринбурга, Новосибирска и Уфы определилась плеяда местных профессиональных композиторов: Николай Берестов, Кирилл Герасимов, Полина Иванова, Владимир Ксенофонтов, Егор Неустроев, Аркадий Самойлов, Алексей Сазонов, Пантелеймон Старостин, Захар Степанов, которые в общей сложности написали несколько сотен произведений. В композиторской ЯМ освоены все основные жанры профессионального творчества: опера, балет, симфония, сюита, концерт, квартет и т.п. В 1979 г. было организовано якутское отделение Союза композиторов России.
Музыкально-эстрадный фольклоризм, идущий от профессионального театра, литературы и композиторской музыки (с учетом уже известных музыковедческих оценок) сформировал новую волну фольклоризма, достаточно полно отраженную в грампластинках и записях на радио: Николай Алексеев, Мария Канаева, Гавриил Ко-лосов, Марфа Колесова, Василий Новиков (Кюннюк Урастыров). Николай Осипов, Афанасий Федоров и др. В этом же контексте следует рассматривать музыкальный фольклоризм ансамблей песни и пляски "Эрэл" (г. Якутск, худ. рук. С. Толстякова), "Кыталык" (с. Майя, худ. рук. В. Винокуров), "Кэнчээри" (с. Борогонцы" худ. рук. В. Парников) и др., который способствует развитию театрально-танцевальной ЯМ. Лидером в этом движении является Якутский национальнай театр танца (худ. рук. Г. Баишев), при котором формируется оркестр национальных инструментов (дирижер Н. Петров).
В исполнительском искусстве сформировалась плеяда талантливых певцов-солистов: басы - Матвей Лобанов и Иван Степанов, сопрано - Надежда Шепелева и Анастасия Лыткина, Варвара (Ая) Яковлева и Анна Егорова, меццо-сопрано - Анегина Ильина, Нина Чигнрева и Айталина Адамова, тенора - Семен Оконешников и Александр Алексеев, колоратурное сопрано - Альбина Борисова и Марина Силина; пианисты - Полина Розинская, Мария Григорьева, Аиза Решетникова, Марк Слепцов и Юнона Упхолова; капельмейстеры - Марк Жирков, Владимир Попов, Феврония Баишева, Виктор Птицын и Петр Воронов; дирижеры - Михаил Бенедиктов, Галина Кривошапко, Николай Кисленко, Владимир Колесов, Александр Юдасин. В эстрадном исполнительстве следует отметить популярных и самобытных исполнителей ЯМ, созданной мелодистами-песенниками, композиторами, а в некоторых случаях и собственно певцами во время концертных импровизаций: Марина Попова, Александр Самсонов, Владимир Заболоцкий, Владимир Татаринов, Степанида Борисова и мн. др. Известность в республике и за ее пределами получили рок-группы "Чорон", "Чолбон", "Айтал" и др.
Определенные успехи в профессиональной ЯМ по многом определились благодаря сложившейся системе музыкального образования: начальное звено-более 100 музыкальных школ; среднее-Якутское музыкальное училище (1949 г.) и Колледж культуры и искусства (1992 г.), (ранее-Якутское культпросвет училище); высшее - якутский факультет культуры и искусства (1995 г.) Восточно-сибирской государственной академии культуры и искусства (г. Улан-Удэ) и Высшая школа музыки (1993 г.) с многоуровневой системой музыкального образования.
В республике Саха (Якутия) функционирует Государственный театр оперы и балета с 1991 г., (ранее музыкально-драматический театр - 1942-1944 гг., 1955-1971 гг. Якутский музыкальный театр - 1971-1991 гг.); Симфонический оркестр (1943 г.), профессиональный хор, работающие при Национальной вещательной корпорации. Гастрольную и концертную практику осуществлял целый ряд организаций: концертно-эстрадное бюро (1940 г.). Якутская государственная филармония (1979г.), Государственно-коммерческая фирма "Сахаконцерт" (1992 г.). Материалы по ЯМ собраны и хранятся в Музее музыки и фольклора. Музее Bapгaнa (хомуса). Организационную работу по развитию самодеятельного фольклоризма ведет Якутский Дом народного творчества (с 1933 г.) и Центр культуры и искусства им. А.Е.Кулаковского (1992 г.).
|