ЭВЕНЫ
This content will be replaced when pagination inits.
Музыка эвенов (Эв.М.) представляет самое северное крыло тунгусо-маньчжурских музыкальных традиций на востоке Сибири и характеризуется несколькими локальными традициями с внутренними подразделениями: верхоянская (ВЯ), включающая саккырырскую (сак.), тюгесирскую(тюг.) группы; индигиро-колымская (ИК)-силянняхскую (сел.), аллаиховскую (ал.), алазейскую(алз), анюйс-кую группы; чукотско-камчатская (ЧК)-быстринскую, корякскую, пенжинскую (пен.), ольскую (ол.), березовскую, анадырскую, омолонскую группы; охотская (Ох.)-аркинскую, буреинскую, ульчинскую, инскую, арманскую (арм.) группы; горно-материковая (ГМ)-томпонскую, оймяконскую, момскую (мом.), верхнеколымскую группы.
Каждая из локальных традиций формировалась во взаимодействии с фольклорной музыкой других народов: ВЯ с музыкой верхоянских саха (якутов); ИК - вадулов (алазейских и нижнеколымских юкагиров), колымских саха, чукчей, русских старопоселенцев (с. Русское Устье, с. Походск); ЧК - ительменов, коряков, чукчей, чуванцев (анадырских юкагиров) и русских старопоселенцев (с. Марково); Ох. - эвенков, ленских и охотских саха (якутов); ГМ - ленских саха, одулов (верхнеколымских юкагиров).
Важное значение в понимании жанрово-интонационной системы Эв.М. имеют материалы и исследования филологов и этнографов: А.Алексеева, В.Богораза (Н.Тана), В.Лебедева, Ж.Лебедевой, Я.Линденау, К.Новнковой, А.Петрова, У.Петровой и др. Собиранием фонозаписей, нотированием и исследованием Эв.М. занимались Э.Алексеев, Л.Большакова, Е.Гиппиус, Г.Григорян, Т.Игнатьева, С.Кондратьев, В. Никифорова, Т. Павлова, В. Рыжков, П. Старков, Т. Стручков, А.Томский, Ю.Шейкин, О.Шейкина и др.
Жанрово-интонацнонная система Эв.М. состоит из песенной лирики, музыкального эпоса, обрядово-праздничных танцев, музыки и шаманских обрядов и фоноинструментального интонирования. Песенно-лирические жанры характеризуются несколькими понятиями: тиинмэй (ол.), тиинмэйи (пен.) - лирическая песенная импровизация на спонтанный напев, представляющая своеобразный разговор с самим собой; икээ - песетая импровизация на персональный напев с описательным текстом; алма (ЧК, ГМ, ВЯ) - песенная импровизация, воспроизводящая мелодию и слова личной "песни" кого-нибудь из родственников или близких знакомых; гёбэлиэ икээ (ВЯ) - песенный рассказ на родовой напев. Среди последних выделяются "осенние песни - думы "-мёлтэн-сэрвмэргэн и "песни о летнем времени" - илириу бинилэ. Лирические импровизации строятся на кратких мелодических формулах с неравномерными строками в олиготонных и хазматоннческих ладовых нормах.
В эпическом фольклоре эв. отмечены следующие типы повествования: ньимкан (ВЯ, ИК, Ох, ГМ), танграан (арм.) сюжеты с мифологической основой; тэленг (ЧК), тялянг (ИК), тээлвн (ВЯ), тэлэн (Ох.) - сюжеты с исторической и бытовой основой; ооси или гёён - родовые предания и легенды. Нъимкаан (танграан) у Ох. и ГМ эвенов делятся на два типа; икээлкэн ньимкан - масштабные героические повествования, в которых прямая речь персонажей поется и урумкун ньнмкаан - короткие новеллистические и кумулятивные сказки, в которых иногда имеется две-три песенные вставки: у ЧК, ВЯ и ИК эвенов такое деление отсутствует и ньимкаан, имеющий оптимальные размеры, представляет собой мифологизированные рассказы и сказки с песенными эпизодами. Песенные эпизоды нышкаан имеют строфическую структуру, дифференцируются припевными словами в конце каждой строки и маркирующими персонажей эпическими мелодиями, являющимися наиболее архаичным песенным фондом икээ. Песенные разделы в тэленг ~ тэлэнг, а также в ооси и гёён встречаются крайне редко, но в некоторых образцах они имеют место и соответствуют по стилистике "личным", "памятным" и "родовым" песням.
Обрядовая традиция эвенов имеет два аспекта: 1 - массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие гимнические благопожелания и мистериальные песне-пляски; 2 - личностные формы взаимодействия с миром духов на основе шаманизма. По музыкальной стилистике эти две формы обрядовости противопоставлены друг другу, хотя не исключается их взаимодействие в традиционных системах поведения. Хиргэчэн - гимнические благопожелания, исполняемые старейшинами рода в речитативной манере, основываются на декламационных версиях родовых напевов.
Круговые песне-пляски: 1 - хээдзэ ~ хээдзэн ~ хээдзэк - основываются на 2-3-сложных возгласных мелоформулах исполняемых запевалой и клястерных вторах хора; 2 – дзяхурья - ритуальная хороводная сюита, исполняемая вокруг хорея, и состоящая из последовательности пяти программных частей, маркированных своими словозапевами: моондъи-моондьи-моондьи - символизировал "отлет пернатых", "ани-ани-аникаан-аникаан" - "трудную зиму", "оти-оти-отиикаан" - "наступление весны", иеко-иеко-юекэл-юекэл - "благоухание лета", дааво-дааво-дааво - "рождение олененка". Каждая из частей импровизируется на свою мелодию и имеет отличительную кинематику танца, музыка строится на респонсорном принципе сольного запева и хоровой вторы; 3 - нергэн (ГМ) ~ нергэнэк ~ норгали (ЧК) ~ нургэнэк (Ох., ИК) ~ нэргэнэ (ВЯ) -ритуальнаяпесне-пляска вокруг костра, сопровождаемая горлохрипением на вдох и выдох с артикуляцией фонем xee-xим, хее-хей, хим-ким и др. и с применением горлового сжатия в низкой или средней части гортани, имитирует голоса оленей. Характерно, что если хоровод дзяхурья начинали четыре мужчины -старейшины (хранители "животворящей силы"), то нергэн ~ нэргэнэк - женщины (хранительницы "домашнего очага") от двух до четырех человек. По другим сведениям, нергэн ~ нэргэнек могли начинать как мужчина, так и женщина, либо представители разных половозрастных групп. Танцы " птиц" – кинди (мом., ал., сак.), имитирующие цаплеобразную мифологическую птицу гухихэ (сак.) - "танцы орла" - сопровождались звукоподражательными звуками и имитационными кинемами.
Шаманское пение эвенов – ньяйа - основывалось на интонационных формах, в которых сознательно избегались мелодические нормы лирического, эпического и гимнического пения. Шаман сознательно вводил в тексты песен иноязычную (корякскую, чукотскую, якутскую, юкагирскую) лексику. В мелодике нъяйа большое значение имели эмфазы (всхлипы, придыхание и т.п.) и ономатопеи (голоса птиц, зверей, духов). Среди шаманских песен существовали песни, исполняемые в бреду – хогдэн. По преимуществу шаманские песни должны были сопровождаться звучанием бубна и металлических подвесок - погремушек (см ниже).
Фоноинструменты эвенов имеют факультативное значение в интонационной культуре. Известен лишь единственный хордофон акаma (ИК) "играющий лук", на котором извлекают звук, проводя стрелой по тетиве. Уникальным фоноинструментом является игики амунэн (алз.) ("звучащая кость") - фрикционная кость, изготавливаемая из старой высохшей лопатки оленя. В центре этой кости делали прорезь и с помощью ножа или палочки добивались звучания, которое напоминало лай собаки (пастушеская функция), либо мелодии песен (музыкальная функция). Возможно, оба инструмента заменили известный в других группах пластинчатый варган иихун (ВЯ) - конгкукан (ГМ) - гяукан (ЧК) - баргавун (Ох).
Довольно разнообразна группа аэрофонов свисток из тальника киикэхвк (ВЯ) - киекээлдивун (ЧК) - киикээвун (ИК); труба-манок на оленя, свернутая из бересты куунилдивун (ЧК), куунивкан (ГМ., Ох); труба из дудника нгосинган (Ох), аг (ЧК), язычковая пищалка из ствола пера дэтлэ; язычковая пищалка из листа травы хайте киекэвен (Ол), хайте киекэлдивен (пен.), айте киекэвен (В), хайто кикэхек (сак ), хэйтэ кикэвун (алз.), две разновидности свободного аэрофона с общим названием курукэн (ВЯ), курукан (ИК), курулкан (ЧК), курулкэн (Арм ) - вихревой винт-жужжалка и вращаемая гуделка. Клаппер-хлопушка из соударяемых пластин или хлопающий кнут практикуются с пастушеской функцией - пасекелдивун (ЧК), пасакалдивун (Ох.). Весьма разнообразны идиофонные погремушки язычковый колокольчик кингемкэлдивун (ЧК), кингалкав (АРМ.), кингэлкэв (Ох ), коонгыра (ГМ., ВЯ); соответственно маленькие подвески-погремушки назывались коонгат ~ коонрактэ; соударемые трубо-конусные (или стержневые) подвески-погремушки на одежде или на шее оленей (ботало) - чоог (ЧК., ГМ.), чоов (ВЯ., ИК), шаровой бубенчик - кобо (ИК., ВЯ., ГМ), коболо (Ох), коболок (ЧК ), шарики-позвонки – чурит ~ чуурит (ЧК., ГМ., Ох), чоогет (ИК), чооран (ВЯ), ботало-погремушка на рогах оленя в виде подвесок из кости, дерева, оленьих копыт - кенркэлдивун (Ох), кёнгелевун (ЧК), кангелде (ГМ), кангалдэ (ВЯ., ИК). Подвески-погремушки являлись обязательными на женском нагруднике нёл (ВЯ), нел (ИК), нэл (ЧК., ГМ.), нэлик (Ох.) и скребке по обработке медвежьей шкуры кочай ~ коочай. Оба фоноинструмента были связаны с "медвежьими" обычаями. Колокольчики, бубенчики и подвески-погремушки крепились на семейно-родовом жезле кукалавун (ЧК., ИК., ВЯ) - атрибуте родовых старейшин и шаманов. Бубен унгтун ~ унгтувун (ЧК., Ох., ИК., ГМ), ёнтун (ВЯ.) - по структуре и функции (семейная святыня) тяготеет к камчатскому типу с усилением роли шаманства и признаков якутского типа особенно у ВЯ., ГМ и Ох эвенов. Ударяли по бубну колотушкой, обшитой мехом – гисун ~ гисивун. Фрикционный манок из рогов оленя или лося, на котором имитировали осенние брачные сигналы лося - нгаачинмай тангняс, практиковался охотниками.
Собирательное межжанровое значение в Эв.М имеет понятие ог (Ох., ГМ., ВЯ.), оген (ЧК., ИК.), переводимое как "мотив", "мелодия", "голос" и определяемое как индивидуальное свойство сонорно-мелодического самовыражения каждого носителя традиции во всех указанных музыкальных жанрах и на фоноинструментах. Индивидуальные ог-оген имеют не только люди, но и животные, некоторые предметы и поэтому в традиционной Эв.М. сформировалась особая система звукоподражательных мелодий-воспеваний дзоонте (ЧК., ИК., ВЯ.), дзоонгчин (Ох., ГМ.).
Традиционная Эв.М. сохранилась благодаря исполнительской практике многих народных музыкантов. В каждой из локальных групп следует выделить народных исполнителей, творчество которых заметно расширило знания о традиции охотских эвенов - Николай Мокроусов (1839-1938 гг.). Варвара Голикова-Горбынкыр (1930 г.р.), Павел Данилов-Готнинкан (1918 г.р.); чукотско-камчатских - Гаврил Балаганчик-Дьаллянкан (1925 г.р.), Елена Балаганчик-Булэ (1942 г.р.), Андрей Булдыкин-Уяган (1920 г.р.), Михаил Дьячков-Дондаткан (1929 г.р.), Аксинья Лялянская (1887 г.р.), Семен Сэмэн (1889 г.р.), Анна Хабаровская-Уяган (1939 г.р.); горно-материковых - Ульяна Абрамова-Кукуюн (1923 г.р.), Илья Голиков (1920 г.р.), Михаил Громов (1921 г.р.), Екатерина Громова (1912 г.р.), Егор Данилов (1909 г.р.), Василий Захаров-Мэмэ (1899 г.р.), Петр Корякин-Дзаллянкин (1929 г.р.), Прасковья Неустроева-Кукуюн (1928 г.р.), Михаил Никулин-Дзаллянкин (1933 г.р.), Петр Слепцов-Кукуюн (1892 г..р.), Тимофей Слепцов-Мэмэ (1918 г.р.), Елена Слепцова-Кукуюн (1910 г.р.), Мария Слепцова-Кукуюн (1927 г.р.), Александра Таркова (1923 г..р.); верхоянских - Вера Горохова-Тюгэсиир (1911 г.р.), Василий Кейметннов (1918 г.р.), Василий Колесов-Тюгясиир (1921 г.р.), Мария Колесова (1934 г.р.); Варвара Неустроева-Невьянки (1920 г.р.), Дарья Никитина-Тюгясиир (1925 г..р.), Дмитрий Слепцов - Тюгэсиир (1928 г.р.); индигиро-колымских - Евдокия Клепечина (1938 г.р.), Илья Слепцов (1928 г.р.), Василий Слепцов (1932 г.р.), Николай Слепцов (1918 г.р.), Павел Слепцов (1936 г.р.), Иван Татаев (1927 г.р.), Мария Татаева (1911 г.р.), Христина Татаева (1931 г.р.).
Современная Эв.М. имеет несколько аспектов выражения: народные ансамбли, в которых интерпретируется традиционный фольклор с позиций современных принципов клубных концертов (т.н. самодеятельный фольклоризм). Народные ансамбли организованы на местах компактного проживания эвенов: "Маранга" (п. Тополиное Томпонского у.), "Сээдъэ" и "Нэривдал" (п. Андрюшкино Нижнеколымского у.), "Хээку" (п. Сасыр Момского у.)," Мэрлэнкэ" (п. Себян-Кюель Кобяйского у.) и др. Другая форма современной Эв.М. - это творчество самодеятельных мелодистов, которые создают авторские песни, ориентированные на молодежную аудиторию. Среди эвенских мелодистов наибольшую популярность имеют: Мария Амамич, Евдокия Бокова-Слепцова, Лидия Воямгит-Дяллянки, Эдуард Клепечин, Платон Ламутский-Степанов, Петр Старков, Владимир Слепцов, Дмитрий Едукин, Николай Слепцов и др. Важное значение в формировании современных черт Эв.М. играют композиторские сочинения с использованием тем эвенского фольклора в творчестве Николая Берестова, Гранта Григоряна, Егора Неустроева и др. Большой интерес представляют произведения эвенского композитора Пантелеймона Старостина (опера "Сулкены", симфоническая поэма "Тюгесирская", кантата, квартет-сюита и др.).
|